Участниками программы наставничества в образовательной организации являются:
• наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного, профессионального, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования, наставляемого;
• наставляемый (лицо, в отношении которого осуществляется наставничество) – участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции;
• руководитель;
• куратор наставнической деятельности в ТОГБОУ «Многопрофильный кадетский корпус имени Л.С. Дёмина» – сотрудник образовательной организации, который отвечает за внедрение и организацию программы;
• родители (законные представители) обучающихся;
• выпускники ТОГБОУ «Многопрофильный кадетский корпус имени Л.С. Дёмина»;
• участники бизнес-сообщества, в том числе – работодатели, представители образовательных организаций, представители региональной власти и органов местного самоуправления и другие субъекты и организации, которые заинтересованы в реализации программ наставничества.
Целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации, через создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся в возрасте от 10 лет, а также оказание помощи педагогическим работникам ТОГБОУ «Многопрофильный кадетский корпус имени Л.С. Дёмина» в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей.
Задачами наставничества являются:
• улучшение показателей в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах деятельности;
• подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, содействие его профессиональной ориентации;
• раскрытие личностного, творческого и профессионального потенциала обучающихся, поддержка формирования и реализации их индивидуальной образовательной траектории;
• обучение наставляемых эффективным формам и методам индивидуального развития и работы в коллективе;
• формирование у наставляемых способности самостоятельно преодолевать трудности, возникающие в образовательной, социокультурной и других сферах, а также при выполнении должностных обязанностей;
• ускорение процесса профессионального становления и развития педагогов, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности, повышать свой профессиональный уровень;
• сокращение периода профессиональной и социальной адаптации педагогов при приеме на работу, закрепление педагогических кадров в ТОГБОУ «Многопрофильный кадетский корпус имени Л.С. Дёмина» и создание благоприятных условий для их профессионального и должностного развития;
• создание условий для эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности, участвующего в наставнической деятельности;
• выработка у участников системы наставничества высоких профессиональных и моральных качеств, добросовестности, ответственности, дисциплинированности, инициативности, сознательного отношения к индивидуальному развитию;
• формирование открытого и эффективного сообщества вокруг ТОГБОУ «Многопрофильный кадетский корпус имени Л.С. Дёмина» в котором выстроены доверительные и партнерские отношения между его участниками.
Наставничество устанавливается для следующих категорий участников образовательного процесса:
- обучающиеся в возрасте от 10 лет, изъявившие желание в назначении наставника;
- педагогические работники, вновь принятые на работу в ТОГБОУ «Многопрофильный кадетский корпус имени Л.С. Дёмина».;
- педагогические работники, изъявившие желание в назначении наставника.
Наставниками могут быть:
- педагоги и иные должностные лица образовательной организации;
- собственности, изъявивших готовность принять участие в реализации программы наставничества.
Назначение наставников происходит на добровольной основе на основании заявления.
Наставник одновременно может осуществлять мероприятия наставнической деятельности в отношении не более двух наставляемых, исключение – групповые формы работы (обучающие, коммуникативные и иные мероприятия), по согласованию с наставником и наставляемыми.
Длительность и сроки наставничества устанавливаются индивидуально для каждой наставнической пары (но не более одного календарного года) в зависимости от планируемых результатов, сформулированных в индивидуальном плане по итогам анализа потребности в развитии наставляемого.
Этапы наставнической деятельности в ТОГБОУ «Многопрофильный кадетский корпус имени Л.С. Дёмина» осуществляются в соответствии с Дорожной картой внедрения программы наставничества и включают в себя семь этапов:
этап 1. Подготовка условий для запуска программы наставничества;
этап 2. Формирование базы наставляемых;
этап 3. Формирование базы наставников;
этап 4. Отбор/выдвижение наставников;
этап 5. Формирование наставнических пар/групп;
этап 6. Организация и осуществление работы наставнических пар/групп;
этап 7. Завершение внедрения программы наставничества.